История Могилевского райкома профсоюза работников образования и науки
История Могилевского райкома профсоюза работников образования и науки и районной организации началась в 1904 году, когда были образованы первые профсоюзные ячейки. На протяжении120 лет профсоюз работников образования рос, расширялся, видоизменялся, но всегда, во все времена, его главной задачей была защита законных прав и интересов членов профсоюза, служение людям труда.
Эта история неразрывно связана с историей нашей страны.
Сегодня многое забылось, растворилось во времени, и уже некому вспомнить и рассказать нам о том, как жили и работали профсоюзные органы, их активисты все эти 120 лет. Но еще живы люди, которые помнят более близкие к этой дате времена, и их воспоминания – это золотой архивный фонд.
Бывший председатель Могилевского райкома профсоюза образования и науки, бывший председатель профкома работников Могилевского РОО, Лариса Алексеевна Аврамова вспоминает:
- На работу в Могилевский район я была принята в 1971 году после окончания Могилевского педагогического училища им. К.Ушинского. Председателем райкома профсоюза работников просвещения (тогда так назывался профсоюз) была Голубева Надежда Степановна, она работала председателем с 1969 по 1989 годы. Надежда Степановна была очень общительный, добрый человек.
Меня избрали председателем профкома РОНО в 1979 году, и мне приходилось общаться с Голубевой Н.С., по разным вопросам. Помню, что пленумы райкома профсоюза проводились в то время 1 раз в три месяца. Вопросов для обсуждения на пленуме выносилось не менее 3-х. Надежда Степановна постоянно выезжала в школы для того, чтобы быть информированной по всем вопросам работы школ. В то время профсоюзы полностью вели все вопросы оздоровления работников распределения жилищного фонда, активно осуществлялась культурно-просветительская, туристическая работа. Все главные документы школы, которые касались зарплаты, педагогической нагрузки, поощрения, награждения учителей, их аттестации, повышения квалификационной категории и другие в обязательном порядке согласовывались с профкомом.
В 1989 году председателем райкома была избрана Сербова Лариса Геннадьевна, работала по 1996 год. Это было самое сложное время. Советский Союз развалился. Профсоюзы в Беларуси находились в противостоянии к власти. Призывали к забастовкам, к уличным митингам и шествиям, направленным против власти. Делегации от райкома ездили в г.Минск, и там организовывали уличные шествия. Многие люди выходили из профсоюза.
На смену Сербовой Л.Г., пришел новый председатель райкома профсоюза Мирончик Александр Федорович (1996-1998 г.г.). Период его работы на должности председателя райкома запомнился тем, что в 1977 году весь коллектив Кадинской средней школы вышел из профсоюза. Александр Федорович не стал долго здесь задерживаться, потому что время требовало перемен, и надо было профсоюзам зарабатывать авторитет, возвращаться к тому, чем они занимались раньше: служить людям и защищать их законные права и интересы.
Меня никто не предупреждал, не просил перейти на работу профсоюзы. В 1988 году 17 ноября Пленум райкома профсоюза неожиданно для меня избрал меня председателем райкома профсоюза работников образования по совместительству. Основной работой для меня оставалась директор районного Дома пионеров и школьников. Собирала взносы вручную и сдавала в банк. Никто не вышел из профсоюза, вернулась в полном составе и Кадинская школа. И только в 2003 году Пленум РК профсоюза избрал меня в очередной раз на должность председателя, я была переведена работать на ставку. В 2009 году я была уволена в связи с выходом на пенсию, но оставалась работать главным специалистом.
В 2009 году на должность председателя райкома избрана Ковалева Инна Валерьевна. Время её работы: 2009-2013 годы.
В октябре 2013 года председателем райкома профсоюза избрана Лариса Леонидовна Дедкова. Более 20-ти лет отработала в Кадинской средней школе Могилевского района. Семь лет директором. Данное учреждение образования под руководством Дедковой Л.Л., становилось трижды «Лучшим учреждением образования Могилёвской области» по результатам учебно-воспитательной работы в 2010, в 2011, 2012 годах. На октябрьском Пленуме Лариса Дедкова единогласно была избрана председателем Могилевского РК профсоюза работников образования и науки.
Лариса Леонидовна делится своими размышлениями:
- Лидер профсоюзного движения…Каким он должен быть? Соответствует ли мой стиль организатора этому высокому статусу? Много сомнений мучает меня. Более двадцати лет я проработала в Кадинской средней школе и всегда самым главным в работе считала заботу о детях. Но, к сожалению, думая о детях, все забыли об учителе. Отток кадров свидетельствует о том, что положение педагогов достигает той критической отметки, когда кредит доверия и ожидания перемен к лучшему иссякает. Подавляющее большинство педагогов считает, что в последние годы стало труднее работать. Это и проблема материально-технического обеспечения учреждений образования, и макулатуропроизводство, а главное: зарплата, на которую сложно прожить.
Проблем не становится меньше. Как помочь людям? Очень хотелось бы быть полезной, чтобы на тебя могли рассчитывать, чтобы каждый знал, что всё можно решить по закону и по справедливости. Учишься сам, и учатся другие анализировать изменившиеся условия, искать оптимальные решения в проблемных ситуациях.
Сейчас появилась уверенность, что лидер непременно должен быть новатором. Чем выше скорость жизни – тем быстрее и точнее надо реагировать на изменение ситуации. Иногда я задумываюсь: каким будет наше образование через 10 лет? Пессимист во мне говорит: «Ничего не изменится, всё в большинстве своём будет держаться на голом энтузиазме учителя, его любви к детям. Особенно на селе». А вот оптимист утверждает: «Можно изменить многое».
Отрадно, что в моей душе больше живёт оптимист. Уже сегодня я стремлюсь построить работу профсоюзного лидера, опираясь на идеи будущего. Я понимаю, что главная задача - увидеть и сформулировать проблему, предложить пути и методы её решения, почувствовать запросы завтрашнего дня, приобрести уверенность в новой ситуации. Очень важно уметь принимать ответственность за свои решения.
Понимаю, что это невозможно без понимания широты окружающего мира, без умения видеть гораздо больше границ своей специальности. Только честно признавшись самому себе в собственных сильных и слабых сторонах и соответственно определив свои действительные цели, можно добиться успешной реализации поставленной задачи.
Мало просто стать лидером. Необходимо желание что-то изменить, желание действовать согласно задуманному. Только знание, дополненное пониманием, приводит к осознанному действию.
Что же помогает мне в работе? Во-первых, быть более требовательной к себе, чем к другим. Во-вторых, самой быть рациональной, творческой, инициативной, креативной и стремиться к тому, чтобы это стало нормой для всех членов профсоюза. В-третьих, быть всегда готовой к диалогу.
Сформировать и поддерживать в профсоюзном коллективе атмосферу духовной общности, единства, взаимопонимания и сотрудничества можно. Эта работа требует особых качеств от самого руководителя. Рыба гниёт с головы. Начинать надо с себя. Руководить личным примером - известная составляющая во всём мире.
Я точно знаю: завоевать признание и уважение людей можно строго соблюдая следующие правила:
-хранить единство слова и дела;
-справедливо поощрять и наказывать;
-уважать и ценить людей.
Наступивший год - год начала отчетов и выборов в наших организациях. Это ответственный период в нашей жизни и я надеюсь, что он послужит укреплению позиции профсоюза в учреждениях образования. Наша принципиальность, настойчивость и последовательность в отстаивании права всех работников на достойную жизнь – залог успеха нашей профсоюзной работы.
Председатель РК профсоюза Лариса Дедкова